Вернуться
© Бендицкий И.Э., Шестаков В.А., Шестаков Д.В. О механизме воздействия живописных работ на пояснично-крестцовое сочленение. / Вопросы культурологии. –2020. – № 1.
Игорь Эдуардович Бендицкий, руководитель, Реабилитационный центр «Мироток», доктор медицины и философии, профессор EAEN. 190000 Санкт-Петербург, ул. Большая Морская 36 кв. 6, тел. 8(812)3144432, +79213713596, e-mail: mirotok@yandex.ru
Вячеслав Анатольевич Шестаков, директор АНО «, +8(812)АНО «Научно-исследовательский институт стандартизации музейной деятельности», доктор философских наук, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130, кв. 16, 8(812)7172713, +79052014301, e-mail: shestakoff@iso-museum.ru
Дмитрий Вячеславович Шестаков, заместитель директора-заведующий отделом дополнительного профессионального образования, АНО «Научно-исследовательский институт стандартизации музейной деятельности», магистр информатики, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130, кв. 16, тел 8(812)7172713, +79052714581, e-mail: frantis2000@gmail.com

О МЕХАНИЗМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ НА ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОЕ СОЧЛЕНЕНИЕ

Аннотация: в настоящей статье раскрывается эффект воздействия культурной ценности на сознание пациента восстанавливающий нормальное физиологическое состояние позвоночника и крестцово-поясничной области. На основе практики применения архетипических образов человека для снятия эмоционально-образных блоков, возникающих в нервной системе под влиянием информационного воздействия, исследована методика снятия спастий путем неинвазивного воздействия. Авторами доказано наличие эффекта воздействия культурной ценности на сознание пациента. Эффект фиксируется, как электромагнитное взаимодействие сознания пациента с культурным полем картины. В статье показан алгоритм воздействия культурной ценности на сознание пациента и механизм верификации произведений искусства для профилактики некоторых симптомов заболеваний, связанных с крестцово-поясничной областью и позвоночником.
Результаты исследования могут быть востребованы как для лечения и профилактики различных заболеваний крестца, а также позвоночника, для реабилитации после операций и лечения лекарственными препаратами. Исследования анонсируют новое направление искусства – сакрореализм, и закладывают объективные критерии оценки стоимости произведений искусства.
Ключевые слова: культурная ценность, архетипические образы, неинвазивная терапия, крестец, информационное воздействие, спастии, болезни опорно-двигательной системы, сакрореализм, оценка стоимости.

Преамбула

В настоящей статье анализируется выявленная зависимость между просмотром произведений живописи и психосоматическим состоянием зрителя. Практическая польза исследуемого эффекта описываемого в настоящей статье была обнаружена доктором Бендицким Игорем Эдуардовичем, открывшим в 90-х гг. ХХ века эффект положительного воздействия просмотра определённых живописных работ на пациентов с различными патологиями позвоночника и крестово-подвздошного сочленения [3]. Доктор И Э. Бендицкий связал причину патологии этого типа с информационным воздействием на сознание населения России в конце ХХ века [4].
В конце ХХ века способы манипулирования сознанием человека приобрели достаточно изощреный инструментально-аппаратный уровень, в то время как механизмы противостояния или защиты от негативного информационного влияния не только не были разработаны, но тотальное информационное воздействие на население практически ничем не ограничивалось
Сам исследователь, доктор Бендицкий, испытывал давление не только средств массовой информации, но и потока пациентов – больные, невольно, выступали в роли медиаторов информационного воздействия, оказывая на окружающих, и в том числе на доктора, негативное влияние.
Доктором диагностировано, что на фоне нарушений опорно-двигательной системы, позвоночника и таза у пациентов наблюдались различные страхи, нерешенные, гнетущие проблемы и навязчивые фобии.
Как лечащий врач, доктор Бендицкий был поставлен перед решением двух задач, на которые следовало решить – найти способ снятия тревог, фобий, последствий психологического воздействия, устранить травмы и выработать защитные барьеры для отражения или нейтрализации негативного воздействия среды, как на пациентов, так и на себя лично.
Последовательно анализируя группы симптомов наиболее характерных поражений органов позвоночника, доктор Бендицкий получает ответ, но не в виде текста, а как реакцию возбуждённого сознания, проявившуюся в форме образов, линий и пятен достаточно устойчивого характера, которые он смог зафиксировать в форме картин, написанных в технике масла на холсте. Набор этих картин (Мироток) (см. рис. 7), по нашему мнению, корреспондируется с эмоциональными образами пятен и линий полотен В. Кандинского, с другой стороны, в картинах обнаруживают элементы сакральной геометрии Леонардо да Винчи (перспектива, линии, пятна сфумато) [11].
Доктор Бендицкий объясняет это сходство тем, что указанные авторы также творили в эпохи массового информационного воздействия на население, и своим творчеством подспудно пытались выстроить способы защиты человека от негативного информационного воздействия, явившись предвестниками будущего направления искусства – сакрореализма.
Сегодня, изучая практическое применение выработанной методики можно констатировать, что доктором Бендицким И.Э. сформирована технология сакрореализма [10], как направления живописи, которое не только вызывает эстетическое удовольствие от просмотра произведения живописи, но передавая гармонию Универсума позволяет увеличить потенциал жизнеспособности зрителя и степень энергоемкости организма, снимать спастику, восстановить нормальное функционирование позвоночника и крестцово-позвоночного сочленения.
Настоящая статья объясняет феномен корректирующего воздействия культурной ценности на зрителя, опираясь на общепринятые физические принципы.

Теоретическое обоснование воздействия информационной составляющей произведения живописи на зрителя.

Психофизический эффект воздействия на зрителя произведений живописи (как и любой культурной ценности) замечали достаточно давно, но только в практике доктора Бендицкого EFM «Мироток» (EFM) впервые оказалось возможным целенаправленное воздействие на различные органы человека с целью коррекции и восстановления естественного функционирования человеческого организма.
Предположим, что каждая культурная ценность, в том числе и картина, выполненная в технике масляных красок на холсте, обладает неким потенциалом (φcv), как совокупностью всех имеющихся возможностей по воздействию на зрителя (оператора) . Для познания воздействия культурной ценности основной физический смысл имеет изменение потенциальной энергии культурной ценности Ep(x), которое мы можем охарактеризовать, как некоторую силу F, производящую изменение в зрителе (x):

Культурный потенциал – совокупность всех имеющихся возможностей культурной ценности по воздействию на зрителя (наблюдателя). Воздействие на наблюдателя характеризуется изменением параметров жизненной значимости.

Культурная ценность – определённая объективная объектность, всегда имеющая собственника, но являющаяся жизненно значимой для более широкого круга лиц [15].

$$F(x) = {-dEp(x) \over dx}$$

где F – сила воздействия культурной ценности; Ep – потенциальная энергия культурой ценности; Х – зритель (оператор)

$$\overrightarrow{F_{cv}}(r) = {-∇E_p(\overrightarrow{r})} $$

Потенциальная энергия элементарной культурной ценности в социальной системе характеризуется культурным полем источника культурного влияния. Силовое воздействие со стороны культурного поля на наблюдателя (субъекта), которое можно описать следующей формулой:

Где ∇ – Набла, или оператор Гамильтона, показывающий изменение состояния наблюдателя; Fcv – силовое воздействие культурного поля на наблюдателя; Ep – потенциальная энергия, воздействующая на наблюдателя; (r) – наблюдатель (оператор), принадлежащий конкретной социальной системе (p).

Воздействие культурной ценности на наблюдателя, характеризующееся изменением параметров его жизненной значимости, служит подтверждением наличия энергии, которую излучает культурная ценность . Если произведение искусства, культурная ценность, остаётся незамеченной наблюдателем, то потенциальная энергия культурной ценности не воспринимается оператором (наблюдателем, зрителем) и не переходит в кинетическую и не оказывает воздействия.

Мы допускаем электромагнитную составляющую энергии воздействия культурной ценности, по крайней мере в качестве составляющей потока, формирующего культурное поле. Вне зависимости от характера взаимодействия, которое оказывает культурная ценность на зрителя фиксируется наличие электрослабого взаимодействия.

Но, если объект воспринимается как культурная ценность, то культурный потенциал произведения искусства воздействует на сознание человека. Осознание источника воздействия (например, картины), как ценности, или нечто значимого, есть первый признак эффекта, производимого культурной ценностью.
Поскольку культурный потенциал усваивается как информация в форме образов , то работу, производимую культурным полем произведения искусства, мы фиксируем как изменение эмоционального состояния наблюдателя, склонного радоваться, восхищаться, печалиться или погружаться в раздумья после просмотра культурных ценностей. Эмоциональный фон является индикатором физико-химических изменений в организме наблюдателя под воздействием усвоенных образов (энергии, излучаемой культурной ценностью Wcv). Произведенная работа выражается в изменении чувств, интеллектуального состояния наблюдателя или его волевого настроя.

Поток излучения культурной ценности представляет собой количество энергии, переносимое через площадь культурной ценности в единицу времени \(φ_{cv}={dQ_{cv} \over dt}\)

Изменение состояния наблюдателя, пребывавшего в евклидовом пространстве, описывается в трехмерной системе координат формулой с использованием дифференциального оператора (3),

$$∇r = {{d \over dx}\overrightarrow l + {d \over dy}\overrightarrow j + {d \over dz}\overrightarrow k }$$

Где, ∇r – изменение состояния респондента (наблюдателя, зрителя); векторы i, j, k представляют собой качественные характеристики личности относительно других суммарных векторов устремлений участников социальной системы: i – знания, j – здоровье, k – власть.

Можно перечислять множество характеристик, описывающих состояние наблюдателя, но в настоящей работе мы фиксируем только характеристики, жизненно значимые в обычных условиях: i – знания, как показатель интеллектуального состояния; j – здоровье, как показатель физического состояния; k – власть, как показатель уровня коммуникации с иными участниками социальной системы.
Вектора (i, j, k) показывают соответствующее количественные изменения показателей здоровья, интеллектуального потенциала и социального статуса.
Допустим, что воздействие образов культурных ценностей на человека имеет электромагнитную природу. Человек воспринимает воздействие внешней среды посредством органов зрения, слуха, обоняния и путём тактильных ощущений. Воздействуя на наблюдателя, культурная ценность вызывает раздражение нейронов в его рецепторах. Поэтому первый признак восприятия культурной ценности – это раздражение.

Раздражитель – любое изменение внешней или внутренней среды организма, воспринимаемое клетками и вызывающее ответную реакцию. По своей природе раздражители делят на физические (электрические, механические, температурные, световые) и химические.

Подпороговый раздражитель – это раздражитель такой силы, который не вызывает видимых изменений, но обусловливает возникновение физико-химических сдвигов в возбудимых тканях, локального ответа, к примеру восприятия картины как культурной ценности, а не как цветового пятна. Однако степень этих сдвигов недостаточна для возникновения распространяющегося возбуждения. Пороговый раздражитель – это раздражитель минимальной силы, который впервые вызывает минимальную измеримую ответную реакцию со стороны возбудимой ткани. Именно эту пороговую силу раздражителя называют порогом раздражения или возбуждения. Порог раздражения и является мерой возбудимости ткани. Между порогом раздражения и возбудимостью существует обратная зависимость: чем выше порог раздражения, тем ниже возбудимость, чем ниже порог раздражения, тем возбудимость выше. При достижении раздражителем величины порога, возникновение потенциала действия становится неизбежным [2]

Просмотр культурных ценностей вызывает раздражение нейронов наблюдателя, которые порождают у него ощущения, что, в свою очередь, влечет изменения интеллектуального, чувственного и волевого состояний. Это состояние описывает универсальный психофизический закон Вебера-Фехнера: сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности силы раздражения [1].
Применительно к восприятию культурных ценностей закон примет интерпретацию, характеризующуюся формулой (4)

$$ F_{cv}(r) = {k log{f^n_{cv} \over f^1_{cv}}} $$

Где \(F_{cv}(r)\) – сила воздействия культурной ценности CV на наблюдателя r; \(f^n_{cv}\) – предельное (пороговое) воздействие культурной ценности на наблюдателя; \(f^1_{cv}\) – начальное (подпороговое) воздействие культурной ценности на наблюдателя, при котором предмет только воспринимается как культурная ценность; k – константа, характеризующая личностные психо-физические особенности наблюдателя r.

В константе kr – величина порога различения для света составляет 1-3% (в интервале освещенности 1000-2000 люкс), при этом острота зрения дает погрешность в 2% (при сравнении линий, плоскостей), при сравнении тональностей цвета порядка 12%, на посторонний шум обычно закладывается порядка 33%, таким образом усреднённый коэффициент порога различения можно принять равным kr = 1 - 0,48.
Для считывания основных показателей, характеризующих воздействие культурной ценности на организм наблюдателя, можно использовать показатели пульса и артериального давления, но целесообразно учитывать химическую составляющую, получить которую возможно при анализе потовых выделений. В нашей системе они выступают объективными критериями оценки воздействия культурной ценности на наблюдателя. Подпороговое и пороговое значение показателей пульса, давления и химический анализ пота регистрируется индивидуально.
Вывод 1: воздействие на наблюдателя культурной ценности регистрируется в энергетических фотометрических величинах и может быть зафиксировано в показаниях давления, пульса и химическом составе пота.
Этот вывод позволяет нам рассмотреть процесс воздействия культурной ценности на конкретные отделы организма человека.
Общепризнано, что центральным узлом в реализации механизма движения человека выступает крестец (os. sacrum).

Рис. 1. Положение семи осей взаимного движения между крестцом и тазовыми костями

Если рассмотреть конструкцию костей таза и позвоночника человека согласно законам механики, то можно построить механическую схему с центром тяжести в точке пересечения семи осей взаимного движения. Представленный на рис. 1 конструкт очень напоминает схему астатического гироскопа, в котором «центр тяжести гироскопа совпадает с “неподвижной” точкой (точкой пересечения осей карданова подвеса)» (рис.2) [15].

Рис. 2 Астатический гироскоп в кардановом подвесе

При этом векторная картина действия осей симфиза будет напоминать схему работы астатического гироскопа.
Управляющий орган центральной нервной системы локализован исследователями в головном мозгу в области мозжечка. Предположим, что для управления человеческим организмом в сознании создается мыслимая модель положения организма в пространстве, аналогичная по параметрам расположению осей симфиза и направлению предполагаемого движения. Тогда в этой мыслимой модели формируются вектора, компланарные векторам движения костей таза.
Сознание заранее просчитывает положение костей таза и прокладывает будущее движение в мыслимом пространстве, выступая биологическим курсо-задающим устройством.
Вывод 2: В нормальном, здоровом организме суммарный вектор компланарных векторов осей движения (∇cr), локализованных в крестце, коллинеарен суммарному вектору компланарных векторов, локализуемых в мозжечке. Его расположение формирует представление о пространственном положении тела (∇br). Вектора (∇br) формируются как представление в отделе мозжечка, на основе раздражителей, поступающих в мозг от различных рецепторов, как из области крестца, так и их других органов организма (спинного мозга, органов слуха, зрения, обоняния и т.п.)
Состояние зрителя (наблюдателя, реципиента) (r) определяется математической зависимостью (3), которая, с учетом векторов, указывающих направление движения костей таза, примет следующее выражение

$$ ∇cr = {{d \over dx1}\overrightarrow{e1} + {d \over dx2}\overrightarrow{e2} + ... + {d \over dx7}\overrightarrow{e7}} $$

Где, ∇cr – оператор, суммирующий состояние вращательного движения в области крестца, тазовых костей и сочленения симфиза наблюдателя (зрителя) (r), e1…e7 – единичные векторы по x1, x2, …, x7 - семи осям взаимного движения между крестцом, тазовыми костями и сочленения симфиза (рис.1).

Представления наблюдателя (зрителя, пациента) математически описываются оператором набла – ∇br, который характеризует состояние сознания, выраженное в представлении о положении организма в пространстве. Направления всех векторов семи осей в области крестца, тазовых костей и сочленения симфиза можно привести к результирующему вектору \(\overrightarrow f\).
Если ∇br умножить векторно на \(\overrightarrow f\) – результирующий вектор силы воздействия культурной ценности CV на наблюдателя \( rF_{cv}(r) \) , то получится явление, известное как вихрь, который характеризует ротор вектора \(\overrightarrow f\):

Ротор – нем. (rot), англ.(curl).

$$ rot\overrightarrow f = {∇br * \overrightarrow f } $$

Поле rot \(\overrightarrow f\) с определённой длиной воздействия и направлением вектора rot \(\overrightarrow f\) в свою очередь описывает вращательную составляющую культурного поля F в каждой из точек этого поля, т.е. характеризуется моментом импульса.
Ротор вектора (rot\(\overrightarrow f\)) или момент импульса равен векторному произведению суммирующего (символического) вектора, полученного как результат алгебраического суммирования векторов x1, x2, …, x7 по семи осям взаимного движения между крестцом, тазовыми костями и сочленения симфиза на вектор культурного поля, создаваемого культурной ценностью (\(\overrightarrow f\)).
Полагая, что механизм – самое наглядное представление конструкции для существа, проживающего мир в трёхмерной системе координат, можно ассоциировать систему область таза с конструкцией гироскопов. Возникает аналогия конструкции таза человека с гироскопом с тремя степенями свободы, одним из основных свойств которого является способность сохранять неизменным положение оси вращения ротора, или главной оси гироскопа в пространстве.
Позвоночник (columna vertebralis), представленный на рис.1 осью х1, ассоциируется нами как главная ось гироскопа. Как при определении отклонений главной оси от заданного направления, в случае трехстепенного гироскопа, необходимо, чтобы его главная ось выдерживала заданное направле¬ние в горизонтальной плоскости, так и позвоночнику необходимо, по возможности, сохранять вертикальное положение в пространстве, подвергаясь воздействию различных внешних силовых воздействий.
В механике для устранения нежелательных от¬клонений главной оси гироскопа от требуемого направления или для ком¬пенсации различного рода возмущающих моментов, нарушающих нор¬мальный режим работы гироскопического прибора, применяют коррек-тирующие устройства. Их задача заключается в том, чтобы возвращать систему в первоначальное состояние. Логично предположить, что и в человеческом организме имеются такие корректирующие устройства, но, как показывает симптоматика, иногда и они дают сбои. И тогда требуется внешнее воздействие.
Вывод 3: Технологии "Mirotok" позволяют восстановить анатомическое положение внутренних органов и в целом – тела человека, произвести коррекцию нарушений синхронизации опорно-двигательного аппарата человека, устранить психосоматические нарушения через поэтапную коррекцию эмоционально образных блоков высшей нервной системы, используя для этого нейроинтерфейс живописных картин [8].
Человеческий организм можно охарактеризовать как живую механическую систему, т.е. систему, способную к адаптации возрастающим нагрузкам. Она так нами и познаётся – как механизм. Человеческое тело – сложный конструкт, склонный, до определённого предела, после исчезновения нагрузки возвращаться к первоначальным размерам, форме и функциональной пригодности.
Как показывает практика, при нагрузках на крестец или позвоночник, для компенсации и восстановления организма после кратковременного воздействия запредельных (пиковых) нагрузок, нашему биологическому механизму требуются внешние корректирующие устройства для приведения системы в нормальное состояние. Мы полагаем, что функцию коррекции выполняют культурные ценности, определяя положение человека в Универсуме.
Если корректировка не производится, то возникают различные напряжения мышечной массы, что приводит к снижению, а то и утрате функциональности различных внутренних органов. А это, в свою очередь, влечет развитие заболеваний.
В таблице 2 приведены характерные симптомы заболеваний, возникающие при поражении различных отделов позвоночника, изображенных на рис. 3.

Сведения, приведённые в таблице 1 взяты с сайта Сергея Пикалева

Рис. 3. Позвоночник и обозначения отделов позвоночника

Особенности субъективного восприятия культурных ценностей зрителем

В XVII веке Х. Гюйгенс выдвинул предположение: «положим, что падающие лучи, исходящие из неподвижной точки или параллельные между собою, преломляются, встречая кривую линию; представим себе круг, описанный из светящей точки, как из центра, или прямую линию, перпендикулярную к направлению параллельных лучей; если из каждой точки преломляющей кривой, как из центра, опишем окружность радиусом, длина которого находится в известном постоянном отношении к расстоянию этой точки от круга, или от неподвижной прямой, то огибающая таких новых окружностей будет кривая, к которой нормальны все преломленные лучи»[5].
Изобразим на рис. 4.1,4.2. Квадратурную интерпретацию чисел π и е, предложенную Христианом Гюйгенсом на примере картины и её воздействия на наблюдателя.

Рис. 4. 1, рис. 4.2. Схема расположения векторов проекций культурной ценности на квадратурную интерпретацию пространства и времени

Где, π – площадь единичного круга, е – верхняя граница сегмента единичной площади под единичной гиперболой, k – красная полоска, изображающая картину, f1 – вектор потока информации проекции картины, на которой содержатся атрибуты настоящего, f2 – вектор потока информации проекция картины, на которой содержатся атрибуты прошлого, f3 – вектор потока информации проекции картины, на которой содержатся атрибуты будущего, f4, f5, f6, f7 – вектора потока информации проекций картины на иллюзорное трехмерное пространство-сферу

Опираясь на теорию относительности А. Эйнштейна, можно составить представление о раздельном пространстве (S) и времени (t).
Воспринимаемое нами изображение плоской картины является локальной иллюзией, а наше сознание, функционируя по законам трехмерного мира, оперирует этой иллюзией. На рис.5 представлена картина и её проекции на плоскости, формируемые четырьмя трансляционными координатами кривыми времени и пространства одновременно.
Рисунок иллюстрирует как зритель воспринимает события и образы, реально пребывающие в мире, который описывается четырех мерным пространством Минковского. Информация, получаемая им в форме звуковых и световых волн, на рисунке 5 разделена на отдельные вектора, которые исходят от центров проекций картины на поверхность окружности, формируемой по формуле s2 + t2 = 1, и поверхность описываемую гиперболой (её верхним сегментом), формируемой по формуле s2 - t2 = 1, где s – пространство, t – время.
Таким образом, видимые зрителем события прямо по центру картины отражают настоящее, а события, отстоящие во времени, уплотняются по мере приближения к краям картины.
Следовательно, масштаб изображаемого на картине меняется по всему полю, хотя законы Универсума, и, в частности, законы механики, как константа неизменно соблюдаются в каждом произведении искусства [13].
Рис. 5 показывает, как на основе суммы 7 различных векторов формируется вектор потока энергии культурной ценности (Fcv).
Вывод 4: Поток энергии культурной ценности (Fcv), суммирующий семь потоков образов настоящего, будущего и прошлого оказывает на организм зрителя калибровочное воздействие (производит самонастройку).
Природа этого явления раскрывается авторами настоящей статьи в гипотетическом предположении: в процессе написания картины художник переносит на холст сформированные в его создании мыслеобразы, которые корректируют самочувствие автора в момент творчества. Картина представляет ментальный оттиск личности художника.
Зарождение, развитие и стадия устойчивого закрепления мыслеобразов изучены не в полной мере, но можно предполагать, что мыслеобразы хотя и формируются по общим законам характерным для определенного генотипа, но «прошиты» и инициированы состоянием самочувствия автора.
Художник, перенося на холст образы и формы, передавая движения или отражая гармонию выступает приёмником потока Универсума. Обладая несовершенным организмом, художник принимает такие позы и встаёт под таким углом, чтобы восприятие нужных гармоник вселенского потока им было максимально оптимизировано: оставаясь отчетливым, ярким и компактным.
Следовательно, принять эту составляющую потока калибровочной информации с картины, усвоить ее можно только ухватив соответствующие гармоники, характерные для автора в момент творения. Иными словами, самочувствие зрителя и особенности его организма должны пребывать в состоянии сходном с самочувствием и состоянием организма художника в момент творения картины.
Это гипотетическое предположение о воздействии культурной ценности на зрителя закладывает основы новой теории искусства – сакрореализм.
Сакрореализм, как направление в искусстве, характеризует произведение живописи наличием культурного потенциала, оказывающего психосоматическое воздействие на зрителя с целью восстановления естественных ритмов жизнедеятельности.
Сакрореализм выражается в целенаправленной деятельности художника, способного творить с заданным результатом и находит завершение в работе экспертов – искусствоведов, способных атрибутировать, идентифицировать и организовать персонифицированное воздействие художественного произведения на организм зрителя, для гармонизации процессов в организме.
В основе понимания сакрореализма лежат архетипические образы доктора Бендицкого, зафиксированные в форме картин маслом на холсте. Картины-образы содержат ритм, гармоники и частоты звуковых, цветовых и световых пульсаций архетипических образов человека. Мыслеобразы доктора Бендитского – не единственные произведения искусства, которые оказывают калибровочное воздействие на организм. Это своеобразные эталоны, шаблоны, позволяющие соотнести выбранные картины с калибровочным эффектом воздействия на конкретного зрителя с учетом его самочувствия. Как показывает практика, их можно использовать для релаксации и калибровки пациентов , но главная их задача выступать шаблоном для верификации произведений искусства конкретным заболеваниям методом проверки моделями.

Model checking — метод автоматической формальной верификации параллельных систем с конечным числом состояний, позволяет проверить удовлетворяет ли заданная модель системы формальным спецификациям [6]

Всего доктором Бендицким создано 49 архетипических образов, связанных с позвоночно-крестцовой областью организма человека. Для определения достаточного количества образов при диагностике и калибровке заболеваний, связанных с позвоночником и крестцовой областью, применим закон Вебера-Фехнера, утверждающий, что интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. И рассчитаем минимальное количество образов, достаточных для оказания ощутимого воздействия на организм человека.
Результат расчета можно определить по формуле (4), вычислив логарифм от 49-и образов по основанию 2, т. е. от общего количества образов, воспринимаемых, как культурные ценности. При том, что основание 2 у натурального логарифма указывает на андрогинный характер организма человека. Полученный результат может варьироваться в зависимости от особенностей и состояния организма наблюдателя (пациента, зрителя), но одинаково применим для обоих полов.
$$ F_{cv}(r) = {(1-0,48)log_2 {49 \over 1} = (1-0,48)* 5,615≈3-6} $$
Практическое применение методики доктора Бендицкого показало, что пять архетипических образов вполне достаточно для получения ощутимого эффекта.
Обнаруженный нами эффект воздействия культурных ценностей на состояние человека применительно к произведениям живописи, условно названный эффектом культурного воздействия, может быть сформулирован следующим образом:

Момент силы, генерируемый культурным полем картины, воздействует на сознание человека, изменяя момент импульса сознания, и тем самым совершая прецессию тела человека в пространстве.

$$ \overrightarrow Mcv = {d\overrightarrow L(x) \over dt} $$

Где \(\overrightarrow Mcv \) – момент силы, х – человек, находящийся в культурном поле картины; L(x) – момент импульса (формула 6), t – координатная ось, совпадающая с положением позвоночника, прецессия – явление, при котором момент импульса меняет свое направление в пространстве.

Заявленный эффект является следствием Второго закона Ньютона (дифференциального закона механического движения), согласно которому ускорение материального тела прямо пропорционально приложенной к нему силе и обратно пропорционально массе материального тела

$$ \overrightarrow a = {\overrightarrow F \over m}$$

где \(\overrightarrow a\) — ускорение тела, \(\overrightarrow F \) — сила, приложенная к телу, m — масса тела.

Второй закон Ньютона опирается на физический принцип причинности, описывающий любые явления, как в трехмерном пространстве, так и в псевдоевклидовом пространстве Минковского.
Эффект также выступает следствием одного из всеобщих законов вселенной «всякий ток порождает вокруг себя вихревое магнитное поле», применяемый к электромагнитным взаимодействиям в трактовке Ампера:

сила, действующая на проводник с током, помещенный в однородное магнитное поле, пропорциональна длине проводника, вектору магнитной индукции, силе тока и синусу угла между вектором магнитной индукции и проводником.

Произведя подстановку и принимая под проводником тока человека с позвоночным столбом, крестцом и мозгом, находящимся под действием однородного культурного поля, мы утверждаем, что на сознание человека действует сила светового потока картины (культурной ценности) (Fcv), которая пропорциональна длине позвоночного столба, вектору, суммирующему действие векторов f1-f7 культурной ценности (В), силе культурного воздействия и синусу угла между вектором и позвоночником (α). Если рост человека неизвестен, а культурное поле неоднородно (что характерно для любой культурной ценности, из которой расходится несколько потоков воздействия), то Закон действия культурной ценности примет форму:

$$ dF_{CV} = {I_{CV} × \overrightarrow B × \overrightarrow {dt} × sin α } $$

где \(df_{CV}\) – сила действия культурного поля культурной ценности; α – угол между суммирующим вектором культурного поля и вектором, определяющим положение позвоночника (l); dt – вектор позвоночника; В – вектор, суммирующий вектора f1-f7 воздействия культурной ценности; Icv – сила потока, наводимая культурным потенциалом картины, протекающая по позвоночнику и крестцовой области, и воздействующая на отделы мозга.

Очевидно, что сила действия культурной ценности dF максимальна, когда вектор позвоночника человека – dt расположен перпендикулярно линиям культурного потенциала картины, воздействующей зрителя, или их суммирующему вектору В.
В случае, обозначенном как эффект культурного воздействия, просмотр специально подобранных картин производит изменение сознания, которое, в свою очередь, позволяет скорректировать положение человека в пространстве и, как следствие, устранить синдром спастики.

Для достижения лечебного эффекта необходимо следовать установленному алгоритму.

Эффект культурного воздействия является частным случаем проявления свойств культурной ценности.

Верификация культурных ценностей для EFM

Эффект воздействия культурной ценности предполагает применение для психокоррекции не только архетипические образы доктора Бендицкого, но и картины иных авторов, если они близки к световому потоку архетипических образов.
Для поиска соответствия культурных ценностей архетипическим образам доктора Бендицкого решено использовать метод сравнения цветовых гистограмм изображений с гистограммами 49-и архетипических образов, принятых в качестве эталонов [9]. Метод анализа графических данных широко используется для поиска отдельных объектов на изображении, определения сходства изображений и дальнейшей классификации и ранжирования. Относительная простота вычислений, устойчивость к поворотам и изменениям ракурса осмотра выступают дополнительными аргументами пригодности данного метода для реализации задачи отбора картин. Программа для предварительного отбора картин по технологии EFM представлена на сайте iso-museum.ru [http://iso-museum.ru/histcompr.html].
Для построения гистограмм имеется возможность оперировать в цветовых пространствах HSV (цветовой оттенок, насыщенность, яркость) или RGB (красный, зеленый, синий). В HSV гистограмма изображения содержит информацию о цвете и освещённости в разных цветовых компонентах, что позволяет повысить инвариантность к освещению. Использование цветового пространства HSV позволяет добиться устойчивости к затенению изображения, так как затенение не оказывает влияния на цветовой оттенок.
Поскольку цветовые гистограммы содержат только информацию о количестве цвета и не содержат информацию о пространственной конфигурации элементов сцены, изображения с похожими гистограммами могут сильно отличаться друг от друга [9].
Абсолютного сходства сравниваемых картин и прототипов не наблюдается, поскольку все картины различаются сюжетами, даже копии и авторские копии могут иметь достаточно большое расхождение, как в тонкостях изображения, так и в цветопередаче, это различие отразится на статистике сравнения гистограмм. В дальнейшими проводимый анализ гистограмм предполагается дополнить анализом спектрограмм.
Вы допускаем предположение, что любом произведении искусства отразилось как состояние здоровья автора в момент создания картины, так и попытки преодоления художником своих болезней. Созидая, художник пытается уловить в информационном поле Универсума благоприятные для его организма потоки информации, и это отражается в технике письма. Следовательно, для достижения результата сравнения важен, в первую очередь световой поток определенной яркости и цветопередачи. Сюжет имеет подчиненное значение.
Поскольку для достижения корректирующего эффекта важны световые потоки, исходящие от картины с различных семи ракурсов, то и сравнение исследуемой картины происходит с каждым из семи ракурсов исследуемой картины с соответствующим ракурсом 49 архетипических образов (рис. 7). Приложение автоматически производит сравнение изображений и демонстрирует результаты, предоставляя пользователю статистическую выборку (корреляции) пяти наиболее схожих по световосприятию архетипических образов.
Например, картина Pieter Bruegel «The Elder Winter landscape with skaters» (рис. 6) имеет сходство с архетипическими образами 41, 31, 38, 3, 14, а картина И. Айвазовского «Вечерний Крым» (рис. 5) имеет сходство с архетипическими образами 7, 18, 26, 11, 24 (таблица 2) по степени убывания сходства.

рис.5. Айвазовский. Вечерний Крым

рис. 6. Pieter Bruegel «The Elder Winter landscape with skaters»

Далее приводятся данные характерные для каждой из выбранных картин и позволяющие диагностировать наличие симптомов возможных заболеваний - таблица 1

Рис. 7. Архетипические образы человека доктора Бендицкого

Рис. 8. Результаты сравнения картины «The Elder Winter landscape with skaters»

При сравнении выбирается 5 наиболее близких образов, верхняя позиция — это авто сравнение гистограмм эталонного образа.
Первая гистограмма показывает рефлексивное сравнение (рис.8). По результатам общего сравнения картины сортируются по мере убывания количества сходств или нарастания различия с эталонными образами, в зависимости от метода сравнения. Прошедшая отбор картина может быть эффективно использована при корреляции отдела позвоночника, поясничного отдела и крестца в рекомендованных областях. Признаки, присущие архетипическим образам и отделы позвоночника приведены в табл. 3.
Для получения более точного результата сравнения исследуемой картины с учетом смыслового настроения архетипических образов [3], предлагается учитывать особенности физиологии и ментальности пациента, сравнение спектрограмм картин, и давать результирующее заключение соответствия аттестованных экспертов по культурным программам (проектам) в области сакрореализма.
Гаджет, разработанный специалистами НИИ стандартизации музейной деятельности, дает возможность задействовать в технологии EFM не только архетипические образы, обнаруженные доктором Бендицким, но и всё живописное наследие человечества. В музеях, клиниках или кабинетах, практикующих технологию EFM для корреляции и оздоровления, необходимо иметь картины (оригиналы произведений предпочтительнее копий), имеющие сходство со всеми архетипическими образами доктора Бендитского, а в крайнем случае их электронные копии.

Архетипические образы EFM, методика применения

Алгоритм технологии EFM, без медикаментозного восстановления анатомического положения внутренних органов и в целом организма человека, путем коррекции нарушений синхронизации опорно-двигательного аппарата, а в последствии и восстановления психосоматических нарушений, основан на поэтапной коррекции психофизиологического состояния пациента. Результат заключается в устранении приобретенных эмоционально образных блоков высшей нервной системы человека. Оздоровительный эффект достигается с помощью воздействия нейроинтерфейса живописных картин на сознание.
Алгоритм воздействия культурной ценности на сознание пациента ∇r составляют несколько последовательных этапов:
Предварительный этап. Первоначально, специалист фиксирует пульс, давление и состав пота у пациента в спокойном состоянии, как индивидуальную подпороговую fcv0. Затем пациенту показывают картины [14], при просмотре культурной ценности у пациента фиксируется пульс, давление и состав пота у пациента, это состояние будет обозначаться как fcv1 – начальное (подпороговое) воздействие культурной ценности на пациента. Наибольшая сила воздействия культурной ценности на пациента, с максимальными значениями пульса, давления и состава пота у пациента будет фиксироваться, как fcvn – предельное (пороговое) воздействие культурной ценности на пациента.
Первый этап. Выбор и фиксация архетипических образов. На этом начальном этапе пациент просматривает картины, имеющие соответствие со всеми 49 архетипическими образами, и выбирает из их пять наиболее понравившихся ему картин, которые ранжируются по степени симпатии пациенту. Свидетельством правильного выбора архетипов для пациента будет ощущение комфорта, теплоты и спокойствия, а для наблюдающего специалиста самоощущения пациента поверяются данными пяти предельных (пороговых) параметров пульса, давления и состава пота у пациента: f_cv^1,f_cv^2,f_cv^3 〖,f〗_cv^4,f_cv^5.
Второй этап. Изучение архетипического образа. На этом этапе пациент вглядывается в образ и рассматривает картины под разными углами, приближаясь к образу и удаляясь от него, созерцая образ и погружаясь в него. Как и на предыдущем этапе процесс созерцания продолжается до появления ровного дыхания, чувства удовольствия, нарастающей теплоты и комфорта. Просмотр пяти ранее отобранных картин начинается с той, которая нравится более всего, и завершается той, которая нравится менее других. На этом этапе на пациента воздействует сила – F_cv (r). Обозначим её как F1cv1-5=f_cv^1 + f_cv^2+f_cv^3 〖 + f〗_cv^4+f_cv^5.
Сеансы рекомендуется проводить не реже, чем два раза в неделю. Если есть возможность, то сеансы можно повторять и чаще, но обязательно на регулярной основе.
Третий этап. По истечении двух месяцев, рекомендуется повторить первый этап – просмотреть все картины, соответствующие 49 архетипическим образам. Затем заново произвести отбор пяти наиболее понравившихся картин и ранжировать их от образа, вызывающего максимальное удовольствие, к образу, дающему минимальное удовольствие. Выбор пациента поверяется регистрацией состояния пульса и давления, подтверждающей объективность выбора «полезных» культурных ценностей. Результаты выбора поверяются контролем давления и пульса в момент максимального раздражения: f_cv^6,f_cv^7,f_cv^8 〖,f〗_cv^9,f_cv^10.
К этому этапу приступают, если прослеживается положительная динамика самочувствия оператора по результатам прохождения второго этапа, и проведена, по меньшей мере, одна корректировка восприятия архетипических образов. Продолжая созерцать картины, всматриваясь в них с разных точек, пациент начинает чувствовать биение образа, его ритм. Если подобное состояние ощущается пациентом то желаемый результат уже достигнут. Просмотр картин по-прежнему сопровождается ощущением комфорта, умиротворения и теплоты. В этом случае пациенту рекомендуют придать своим перемещениям вокруг картины характер плавных танцевальных движений, подчиняющихся ритму картины, и сохранять ровное дыхание.
Повторять упражнения на этом этапе следует не менее 3-5 раз за сеанс. Кроме обычных прежде ощущений удовольствия и комфорта, у пациента возникает ощущение бодрости и прилива сил. На этом этапе на пациента (r) воздействует сила – F_cv (r). Обозначим её как F2cv6-10=f_cv^6 +f_cv^7+f_cv^8 〖+f〗_cv^9+f_cv^10.
Упражнения начинают с картины, которая производит максимальный эффект, и далее по уменьшению раздражения осматривают все пять выбранных образов.
Продолжительность третьего этапа – от 2 месяцев и более, до достижения устойчивого положительного эффекта.
Четвертый этап. Рекомендуется снова повторить первый этап, поверив новый выбор с замером пульса, давления и состава пота у пациента, для определения предельного (подпорогового) воздействия на организм – f_cv^11 ,f_cv^12,f_cv^13 〖,f〗_cv^14,f_cv^15 . Новый этап коррекции сопровождается не только осмотром картин с выполнением ритмичных гимнастических упражнений, но и отданием мысленных, а по возможности и устных, команд (мантр) рекомендуемых лечащим врачем. В процессе просмотра картин, выполнения ритмических движений и отдания мысленных команд поддерживается ровное и спокойное дыхание. На этом этапе на пациента (r) воздействует сила – F_cv (r). Обозначим её как F3cv11-15=f_cv^11 +f_cv^12+f_cv^13 〖+f〗_cv^914+f_cv^15.
Продолжительность такого этапа – 2 месяца и более, по завершению пациент практически здоров. Рекомендуется повторять процедуры хотя бы 1-2 раза в месяц, для устранения негативных влияний внешней среды.
Алгоритм воздействия культурной ценности на сознание пациента ∇r примет следующий вид

$$ ∇r = {F^1_{cv1-5} ⸧ F^2_{cv6-10} ⸧ F^3_{cv11-15}} $$

Практическое применение настоящего алгоритма апробировано на практике применения методики доктора Бендицкого («Мироток»).
Эффект культурного воздействия подтверждает, что духовное содержание культурной ценности имеет непосредственную связь с формой материального носителя, в которой оно зафиксировано, но не ограничивается ею. Стремление людей к прекрасному обусловлено очевидной пользой, приносимой организму. Посредством изучения формы материального носителя мы начинаем познавать духовное содержание культурной ценности, а потому стремление людей посещать выставки произведений искусства обусловлено биологически. Можно утверждать, что любая культурная ценность воздействует на человека, с учетом состояния наблюдателя как биологической системы. Для восприятия воздействия культурной ценности требуется выполнять следующие правила:
  1. воспринимать предмет как ценность, а не просто вещь, предмет окружающего мира;
  2. созерцание картины, зрительный контакт с произведением искусства, приносили наблюдателю удовольствие;
  3. созерцать понравившуюся культурную ценность до появления эффекта;
Несмотря на то, что любой контакт с прекрасным желателен и всегда несет пользу, для получения целенаправленного оздоровительного эффекта следует выполнять определённые требования. Картина, применяемая для терапии, должна соответствовать одному из архетипических образов доктора Бендицкого.
Предложенный алгоритм характерен для становления предмета искусства, как жизненно значимого для человека от момента создания, до момента отчуждения и признания в качестве произведения искусства и культурной ценности. получив объективацию предмет не становится частью организма человека , но участвует в его жизненных процессах. Как процесс, описанный выше алгоритм является следствием сугубой, или двойственной объективации культурной ценности, и по объекту воплощения, и по субъекту обладания. Каждый зритель, созерцая культурную ценность, повторяет акт её творения.

Организм – тело, в котором часть обладает совокупностью черт, характерных для целого.

Объективация по объекту воплощения, или декодированию духовного содержания культурной ценности, – это операция отчуждения, субъекта воздействия. Предмет, внешний по отношению к зрителю, становится объектом воздействия на зрителя – культурной ценностью, т.е. содержание объекта воздействия, как информация усваивается субъектом воздействия [7].
Объективация по субъекту обладания характеризует подтверждение воздействия культурной ценности на организм наблюдателя (зрителя, пациента). Универсальным индикатором такого воздействия является ощущение удовольствия (неудовольствия), которое свидетельствует одновременно как о наличии раздражения, так и о положительном, либо отрицательном характере воздействия культурной ценности на организм.
Для того, чтобы содержание информации о предмете стало частью информации субъекта или для закрепления эффекта воздействия, необходимо выполнить третье условие – обеспечить повторение созерцания культурной ценности .

Данный эффект сродни объекту объемного резонанса запатентованному в 1968 г. чешским инженером и сенсетивом Павлитой. ссылка

Впервые эффект культурного воздействия был отмечен русским философом Павлом Флоренским в работе «Философия культа», как процесс создания сакральных ценностей. В настоящей работе мы подтвердили наличие указанного эффекта и постарались продемонстрировать механизм его действия.
Специалистами НИИ стандартизации музейной деятельности создана программа для предварительного отбора картин по технологии EFM соотнесения картин, написанных маслом архетипическим образам доктора Бендицкого http://iso-museum.ru/histcompr.html
Поскольку количество культурных ценностей огромно, а их структуризация по видам и родам находится в начальной стадии [16], то простое соотнесение с конкретным индивидуумом достаточно неопределённо. В статье анонсируется возможность такого соотнесения на основе фиксации физиологических и химических показателей, последующего компьютерного анализа и экспертных оценок.
Трудами доктора Бендицкого, зафиксировавшего 49 архетипических образов, и следуя методике EFM, возможно определить эффект воздействия любой живописной работы на отделы позвоночника и крестцовой области.
Документальное подтверждение применения Закона действия культурной ценности и результативности оздоровительной методики по устранению спастики по программе МИРОТОК доктора Бендицкого иллюстрирует видеосюжет

Спастика мышц представляет собой синдром, развивающийся при поражениях областей верхних двигательных нейронов, при этом отмечается рост тонических рефлексов в результате растягивания, сочетающееся с повышением рефлексов в области сухожилий. Основным симптомом спастики является непроизвольное сокращение мышц. Сопровождается этот процесс головной болью и общим ощущением слабости во всём теле. Традиционные методы лечения спастики: физиотерапия, терапия лекарствами (токсин ботулина, этанол, фенол) [12]

Практическое применение, апробирование.

Программа EFM («Мироток») проходила апробацию по различным направлениям для работоспособного населения на предприятиях г. Санкт-Петербурга: НИИ «Гипроникель», «ОАО «Скороход», ОАО «7ой Хладокомбинат», ОАО «Невская нить», ЗАО « Экофлок» и др.
Для детей и не работающего населения на базе муниципального образования восстановительной терапии для жителей в МУП «Управление охраны здоровья и социального развития» Муниципального образования №3. Для лиц пожилого населения был задействован комплекс восстановительных мероприятий в Городском геронтологическом центре г. Санкт – Петербурга, дополнительно проводилась организация выездных врачебных бригад для проведения диагностических и консультативных мероприятий в Ленинградской области.
За период работы с 1999 по 2004 год автором с коллективом сотрудников оздоровительного центра ПСФ Федерации профсоюзов г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области было обследовано и составлено учебно-оздоровительных программ по методике «МИРОТОК» более 7000 человек.
По результатам обследования на разных предприятиях и в разные сроки получена закономерность: после наступления стабильной тенденции восстановления здоровья у человека через 3 месяца принципиальных изменений при исследовании состояния здоровья не происходило. Таким образом наблюдалось закрепление устойчивого положительного эффекта воздействия культурной ценности.

Выводы и основные теоретические положения.

Одним из факторов, влияющих на состояние позвоночно-крестцовой области, выступает информационное воздействие социума на сознание человека, под действием которого возникают эмоционально-образные и психосоматические блоки, затрудняющие и блокирующие нормальное функционирование внутренних органов, связанных с позвоночником.
Обнаружено устойчивое положительное воздействие на позвоночник и крестцовую область человека при просмотре специально подобранных картин.
Это явление можно сформулировать, как эффект воздействия культурной ценности: момент силы, генерируемый культурным полем картины, воздействует на сознание человека, изменяя момент импульса сознания, и тем самым совершая прецессию тела человека в пространстве.
Обнаруженный эффект отражает закономерность, присущую электромагнитному взаимодействию, сформулированную Ампером – сила, действующая на проводник с током, помещенный в однородное магнитное поле, пропорциональна длине проводника, вектору магнитной индукции, силе тока и синусу угла между вектором магнитной индукции и проводником.
Применительно к человеку закономерность можно определить, как Закон действия культурной ценности: на сознание человека действует сила светового потока картины (культурной ценности) (Fcv), которая пропорциональна длине позвоночного столба, вектору, суммирующему действие векторов f1-f7 культурной ценности (В), силе культурного воздействия и синусу угла между вектором и позвоночником(α)
Для установления зависимости картин с конкретной областью позвоночника применяются архетипические образы доктора Бендицкого
Алгоритм воздействия художественных картин на сознание пациента описывается формулой:
Обнаруженный эффект воздействия культурной ценности и методика EFM позволяет существенно увеличить качество жизни человека и ускорить его выздоровление после инвазивного лечения.
Заявленная методика EFM позволяет внести объективные данные в расчет стоимости культурных ценностей и может быть положена в основу новой концепции публичного представления музеев, картинных галерей и иных собраний художественных произведений.
Список используемой литературы
  1. FB.ru ссылка >>>
  2. Leonardo dan Vinci & his treatise on painting ссылка >>>
  3. Бендицкий И. Диагностические карты «5 шагов к здоровью и долголетию», СПб.:, изд-во Политехнического ун-та, 2010 г.
  4. Визуальная ритмология для восстановления эмоционаольно-образного состояния при синдроме «д-акосты». ссылка >>>
  5. Гюйгенс Х. Трактат о свете, в котором объяснены причины того, что с ним происходит при отражении и преломлении, в частности при странном преломлении исландского кристалла. М.–Л.: ОНТИ, 1935
  6. Карпов Ю. Г. Model Checking. Верификация параллельных и распределенных программных систем. — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 460 с. — ISBN 9785977504041
  7. Лапин Н. И. Отчуждение // Новая философская энциклопедия ссылка >>>
  8. Методы лечения и профилактики эмоциональных и психологических травм. ссылка >>>
  9. Парасич А.В, Парасич В.А. «Методы на основе цветовых гистограмм в задачах обработки изображений» ссылка >>>
  10. Сакрореализм в живописи. ссылка >>>
  11. Синдром менеджера: дефект жизненной идеологии ссылка >>>
  12. Спасика и судороги ссылка >>>
  13. Степанов Руслан. Информатика взаимодействия. Изд. 4-е переработ. М., «INF0-ESTA», 2016, с. 21
  14. Тестирование психосоматического состояния живописными картинами по программе МИРОТОК. ссылка >>>
  15. Устройства и элементы систем автоматического регулирования и управления. Техническая кибернетика. Книга 1. Измерительные устройства, преобразующие элементы и устройства. Колл. авторов. Под. ред. засл. деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук проф. В. В. Солодовникова. М., изд-во «Машиностроение», 1973, c.255
  16. Шестаков В.А. Универсальная классификация культурных ценностей. СПб, АНО НИИ СМД, 2012.