О природе идеологических ценностей

© Шестаков В. А.

Опубликовано в журнале «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», №7/1, 2013 г.

Государство, как институт организации социума,  базируется на системе  ценностей, которая неизбежно заключает в своём составе ценности разного рода.  Для понимания механизма воздействия ценностей на сознание граждан, для управления процессами социализации было бы целесообразно провести анализ  ценностей по некоторым сущностным основаниям.

К основополагающим, «базисным», ценностямобщества, как «совершенной» организации, традиционно относят ценности, позволяющие сохранять целостность при любых воздействиях внешней среды. В противовес к основополагающим  «надстроечным» ценностям общества, как организации считают такие ценности, которые позволяют обеспечить благополучие государства и целостность его как системы при любых воздействиях внешней среды. Как видно из определений, различие между «базисными» и «надстроечными» ценностями заключается в степени их «универсальности» или общеприменимости ценностей, как для сообщества граждан, так и для каждого гражданина в отдельности. Базисные ценностей имеются, и у каждого человека, и у любой организации, но одностороннее стремление обеспечить благополучие государства или организации (партии, общины и т.п.) за счет ее членов переводит любую основополагающую ценность в разряд интеллигибельных, а, следовательно, не гарантирующих адекватное отражений законов Мироздания. С другой стороны, ценности, транслируемые политическими партиями, религиозными организациями, институтами власти, корпорациями, народами, будут восприниматься как «базисные» не только для членов этнических, национальных, духовных, творческих, корпоративных и политических объединений, но и для всех граждан государства, а при соответствующих условиях и для мирового сообщества, если они удовлетворяют поставленному условию. Условие универсальности идеологических ценностей в их стремлении стать «базисными» заключается в том, что своим действием они способствуют росту благосостояния и выживания социума и каждого его участника при любых внешних воздействиях, как извне так и внутри системы.

Человек сопричастен обществу, и это постоянно обнаруживается во всех проявлениях его жизни и творчества. Уничтожить эту незримую связь или заново приобрести её не представляется возможным без полного перерождения личности индивидуума с уничтожением всего прошлого и созданием нового. При этом, каждый человек на протяжении жизнедеятельности является членом различных обществ и социальных групп различной степени организации, возникающих ради достижения конкретных целей и на определённое время. В их лоне он пребывает на различных уровнях иерархической подчинённости. Цели пребывания в социальных институтах, в общем-то, сходны – совместный поиск путей достижения полноты бытия, и различаются только способы восхождения. Пути, которыми социальные группы или организмы пытаются обрести полноту бытия, разнятся между собой настолько, насколько различна организация социальных образований и состав её членов. Общий волевой настрой, доминирующее направление устремлений действий социальных групп выражает «доминирующая идея».

Доминирующая идея определённого множества людей (социальной группы) есть синтез идей всех членов социальной группы, эту зависимость отражает формула (1) :

n

Ik = i1 + i2 + i3 + … + in ;    (1)

k=1

где Ik– идея, выражающая доминирующее устремление социальной группы k; i1,i2,i3,… in– персональные идеи, отражающие устремления каждого из членов социальной группы k.

Таким образом, члену социальной группы будет полностью известна идея, доминирующая в обществе, только тогда, когда он полностью усвоит идеи всех членов социальной группы. Если же в его знаниях имеется пробел, то идеи высшего порядка будут им восприниматься, но останутся не познаны в полной мере.

Такой порядок вытекает и «Закона правдоподобия»: сознание индивидуума может без искажений воспринимать идеи только того иерархического порядка, которого оно актуально достигло. Все идеи более высокого иерархического уровня, чем его собственное сознание, будут восприняты им с искажением.

Очевидно, что сознании каждого человека имеются идеи, которые отражают картину общества и вселенной достаточно адекватно. Наравне с ними в сознании существуют идеи, отражающие представление об обществе и мироздании с той или иной сте­пенью искажения, и, наконец, имеются идеи вообще, не осознанные как идеи, но влияние которых сказывается на уровне значимости тех или иных идеологических представлений.

Понимаемое, как правдоподобное представляется в сознании, как сумма незнания, невежества, ложных представлений и подлинной картины действительности. При этом любые идеи – и идеи высшего порядка, осознанные с искажениями, и идеи, отражающие неполный синтез идей, близкого субъекту атрибуции уровня организации, и идеи низшего уровня организации, освоенные и раскрытые во всей полноте, – все они имеют в актуальном сознании субъекта атрибуции равновеликое достоинство. К этой картине примешиваются и идеи, осознанные как внешние, и самостоятельные, но и они так же восприняты с соответствующими искажениями. Эволюция сознания правдоподобия идеологии заключается в увеличении степени дифференциации актуальных идей, разделении их по источнику происхождения и степени осознанности,
с учётом коэффициента искажения. Актуальную идею, доминирующую в социальной группе или обществе, можно представить в виде вектора, который указывает направление скорейшего возрастания свободного выбора членов этой группы. В математическом выражении идея может быть описана, как градиент свободы выбора. Индивидуальная идея, представленная в декартовых координатах (x, y, z), может описывается формулой (2):                                                              

                                                   

А(w, s, m) = ex dA/dw+ eydA/ds+ ezdA/dm(2),

где A – это свобода выбора; w – воля; s – чувства; m – разум. Свободный выбор представляется функцией А = A (w, s, m), которая определяется зависимостью воли от решения разума, который, в свою очередь, опирается на данные, полученные органами чувств; ex, ey, ez– векторы значений чувств, воли и разума;∇– градиент.

Формула (2) отражает зависимость проявленности конкретной идеи от физиологических особенностей человека и достигнутого им уровня развития сознания. Можно утверждать, что все идеи высшего порядка уже присутствуют в сознании всех индивидуумов с рождения, но каждая будет покоиться без осмысления, пока не будет актуально реализованной, осмысления в сознании человека[1].  Постижение единичной идеи уровня n заключается в осознании всего предшествующего ей ряда идей уровня n–1; для осознания единичной идеи уровня n+1 требуется освоение всех предшествующих ей идей уровня n. Осознание идей происходит посредством придания смысла различным объектам внешнего мира, путем переноса на них познанного смысла частных идей, постигнутых сознанием субъекта атрибуции. Объекты, наделённые признаками особенности, значимости, как воплощение идей высшего уровня, приобретают значение«ценности».

Объективация ценностей производится в социальных группах и имеет значение только для данных социумов, за пределами социальной группы предмет может и не восприниматься ценностью, или значение ценности будет иное. Такие ценности получили название «идеологических». Идеологические ценности, как ценности интеллигибельного порядка, это ценности мнимые, которые в ходе становления социальных организаций возрастают до уровня ценностей базисных, определяющих жизнь человека и социальных организмов. Это указывает на то обстоятельство идеологические ценности не однородны по значимости. Укажем только на некоторые наиболее распространённые:

– родовые ценностираскрывают идею физиологического подобия. Примером ценности семейной, ценности людей, прослеживающих и поддерживающих биологическое родство (наследственность), служит кровь. Всё, связанное с кровью, может быть священным для представителей семьи, клана, фамилии, рода. Родовые ценности, построенные на кровнородственной близости, указывают на раскрытие некоторой идеи, которая является суммой частных идей всех представителей рода;

– традиционные ценности раскрывают идею общности людей по принципу общности языка. Отчасти полагаясь на генетическое сродство всех носителей [2], язык в своих проявлениях опосредован сходным способом адаптации с условиями окружающей среды, но это и фактор, который позволяет сходным образом воспринимать, как идеи высшего порядка, так и идеи определённого уровня организации людей, имеющих общий язык. Именно благодаря языку люди могут не только транслировать свои субъективные переживания, но и сочувствовать другим людям. Благодаря языку человек способен усвоить несравнимо большее количество идей, как своего уровня организации, так и уровней более низкого или более высокого порядка. Носители идеи могут быть разделены социально, территориально и темпорально. Традиционные ценности, построенные на общности языка, указывают на раскрытие некоторой идеи, которая является суммой частных идей всех представителей народа, как в настоящем, так и в прошлом с момента зарождения;

– корпоративные ценности раскрывают идею общности людей по принципу обмена различными формами конкретно-эмпирического блага. Обладая объективной объектностью, ценности, по своей природе, не зависят от персоналий того субъекта, в чьей собственности они находятся. Сам процесс обмена ценностями ничего в ценности не привносит, по сути, торговля как форма обмена ценностями только затрудняет их кругооборот. Но, кроме элемента спекуляции, торговля в своей основе содержит важнейшую составляющую социальных организмов и Универсума, а именно их взаимосвязь путём обмена ценностями. В торговле важна не сама ценность, а возможность как можно быстрее и больше совершить сделку купли-продажи ценностей. Идея корпорации, как некого объединения людей с целью преимущественно ускорения обмена ценностями, в наибольшей степени нашла отражение в такой корпоративной ценности как акция [8, ст. 2].

Корпоративные ценности указывают на раскрытие некой идеи единения членов социальной группы по признаку участия в обмене ценностями.

– политические ценности раскрывают идею регулирования отношений членов общества по отношению друг к другу и по отношению к обществу. Уже на уровне осмысления идеи более высокого порядка, нежели цели хозяйственно-экономической жизни общества, человек бессилен полностью охватить своим сознанием всё богатство идей всех жителей земли и ныне живущих и предшествующих им поколений. Понимание идеи развития общества и мира отдельным человеком всегда будет неполным, а попытки воздействия на экономику отдельными людьми – ничтожны. Однако, объединяясь по принципу сходства идей о путях и способах взаимосвязи человека–социума в группы по интересам – политические партии – люди пытаются влиять на политическое устройство общества. Однобоко полагая, что человеческие отношения подчиняются разумному истолкованию, политические партии ставят задачу разумной организации человеческих взаимоотношений в государстве. Поскольку политическая деятельность преимущественно протекает в сфере разума, то ценности, которыми оперируют члены политических движений, носят преимущественно спекулятивный, интеллигибельный характер. Особое значение политические ценности приобретают в государствах демократического образа правления. Воспринимая нравственным идеалом силу большинства мнений членов сообщества, в демократическом обществе считается, что достаточно дого­вориться о неких принципах поведения, установить некие законы, регламентирующие общественные, – и согласие будет достигнуто. Политические ценности реализуют идею группы единомышленников по разумной организации общества.

– национальные ценности раскрывают идею единения представителей различных народов в  особый государственный организм – нацию. Государство – есть высшая форма общежития социальных групп людей (народа или сообществ народов), проживающих на исторически сложившейся территории – в стране. Начиная с периода становления империализма, стала складываться особая группа государств, которые по сути являются результатом реализации идеи объединения нескольких стран с разными народами, преимущественно по экономическому признаку, при этом особое внимание в развитии такой государственности делается на формировании некоего симулякра народа, когда из нескольких народов и народностей, отстоящих друг от друга в своем развитии, иногда очень значительно, формируется некий титульный народ – нация. Особенность такой социальной группы в том, что создаётся искусственное «воображаемое» государство. Но каждый социальный организм базируется на всей совокупности предшествующих ему социальных организмов во всем богатстве и полноте их становления и существования.

Очевидно, что «придумывая государство» на основе какой-либо разумной идеи, его инициаторам – «отцам основателям» – приходится выдумывать в первую очередь ценности[3], которые бы базировались на определённых исторических вехах. Историю этих, как бы предшествовавших сообществ, приходится выдумывать.

Вторая, не менее важная, задача заключается в том, чтобы утверждать ничтожность илиложность прежних ценностей[6]. История – пространственно-временная реальность, в которой циркулируют свои ценности[4, c. 88]. Это могут быть и памятники и движимые предметы. Они могут быть созданы как основания для утверждения новой нации. К таковым, в частности, относятся различные Монументы Неизвестных солдат, памятные дни восстаний и революций, принятия конституции или обретения независимости, но это могут быть и мемориальные памятники, и предметы археологии, и письменные источники, которым придается особый смысл, утверждающий новую реальность и раскрывающий идею высшего порядка: объединения людей в особую идеологическую общность – нацию[3].

государственные ценности раскрывают идею организации общежития граждан, соблюдения их прав и обеспечения обязанностей на основе единых законов на той территории, на которой государство[9, с. 368, 369] обладает суверенитетом. Государство есть высшая ступень развития народа и обязательное условие полной реализации человека, как личности. Как социальный организм, государство представляет собой реализацию всех частных идей предшествующих ему общественных организмов. Каждое государство в первую очередь покоится на конкретно-историческом развитии целой череды наследующих друг другу социальных организмов. Понять идею государства невозможно вне его структуры. Следует выделять три элемента такой социальной группы, как государство: нация, верховная власть, правительство[7]. Государство – это актуализация высшей идеи общежития его граждан посредством объединения в некий общественный организм, состоящий из народов, народностей, этно­сов – нации. Государство – это особая, но вполне конкретная, реальность. К числу государственных ценностей относится государственная символика, флаг, герб, гимн, но особое влияние на объединение граждан в государство имеют такие ценности как деньги. Несмотря на то, что в своём высшем проявлении деньги приближаются к ценностям реальным, они всё равно есть ценности идеологического характера, а, следовательно, ценности мнимые[99, c. 140].

Идеологическую ценность можно представить в виде формулы (3):

формула 3

где gen  – родовая ценность; pop – традиционная (народная) ценность;corp  – корпоративная ценность; pol – политическая ценность;nat – национальная ценность; gov – государственная ценность; var – различные идеологические агрегаты,  – идеологическая ценность, s – это совокупность социальных организмов sss3  ... s13.

Приведённый перечень не исключает наличия иных типов идеологических ценностей, если такие будут выявлены, но даже по результатам настоящего рассмотрения можно сделать заключение, что любая ценность, декларируемая как общезначимая, требует тщательного анализа и оценки её признаков и наличия жизненной значимости для конкретного круга лиц.

Список используемой литературы.

1. Chwaller de Lubicz, R. Du Symboleet de la Symbolique. Le Caire: Schnidler, 1951.

2. Enard W., Przeworski M., Fisher S., Lai C., Wiebe V., Kitano T., Monaco A., Pääbo S. (2002). «Molecular evolution of FOXP2, a gene involved in speech and language». Nature 418 (6900): 869–72.

3. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. (Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism) ПереводсанглийскогоВ.Г. Николаева. Вступительная статья С. Баньковской. (М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — Малая серия «CONDITIO HUMANA» в серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии») Scan, OCR, SpellCheck, Formatting: Andy, 2007. 

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1988.  

5. Сборник политических  и  экономических статей Н. Я. Данилевского/ Печатается по изданию Н. Страхова / С.-Петербург. Типография брат. Пантелеевых. Казанская ул., д. № 38 1890 г. г./ Москва. Редакция сайта «БОЛЕСМИР», 2006 г. 

6. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. — М.: Мысль, 1979. — (Мыслители прошлого). 

7. Тихомиров Л. Монархическая государственность. Часть 1. Происхождение и содержание монархического принципа. Москва, 1905 г. 

8. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О рынке ценных бумаг» / «Российская газета», № 79, 25.04.1996.

9. Чичерин Н. Б. Опыты по истории русского права. М., 1858. 


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: