КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Шестаков В. А.,

руководитель авторского коллектива.

©АНО  НИИ СМД

КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – МАРШРУТ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО МУЗЕЯ.

    Любое познаваемое явление, любые изучаемые процессы предполагает наличие каких-то оснований, глубинных явлений, которые  определяют сущность. Сформированные понятия, показывающие уровень рефлексии действительности предполагают определённую взаимосвязь и иерархию. Но в  каждой системе знаний всегда имеется «нечто», пронизывающее все её элементы, незримо и зримо присутствующее в каждом взаимодействии, каждом процессе и каждом элементе системы.

    В музейном деле,  если представлять его системой отношений основу составляет хранительское дело. Цель хранительского дела – обеспечить выявление, учет, хранение научное изучение и публичное представление культурных ценностей на любом участке особого оборота предметов Музейного фонда России.

    Структура музейного дела достаточно прозрачна – это набор базовых понятий, которые определяют специфику научного знания об особом классе ценностей, а именно, культурных ценностей имеющих особое значение с точки зрения культуры, истории науки и религии:

· понятие о предмете музейной ценности как особом виде ценностей;

· понятие о предмете  учета музейных ценностей – Музейном фонде Российской федерации;

· понятие о предмете научной инвентаризации, как особой ступени учета и  атрибуции музейных ценностей;

· понятие о предмете физической сохранности и безопасности музейных предметов как способе обеспечения юридической и физической защиты;

· понятие о предмете проверки наличия и состояния сохранности музейных  предметов, как способе основного контроля за состоянием сохранности предметов Музейного фонда РФ;

· понятие о предмете оборота музейных предметов, как способе и формах перемещения предметов Музейного фонда РФ;

· понятие о музее, как институте познания культурных ценностей.

    И, как, хранительское дело является стержнем музейного дела, так  понятие о предмете физической сохранности и безопасности музейных предметов, как способе обеспечения юридической и физической защиты культурных ценностей выступает вектором устремлений всех организованных усилий сотрудников музея, направленных на познание находящихся в музее артефактов.

    Сохранить  материальный носитель культурной ценности от угроз внешнего мира – это не просто задача работников службы безопасности или служебные обязанности смотрителей. Это глобальная цель деятельности слаженного коллектива специалистов различных профилей.

    Ранее, в публикациях  специалистов НИИ стандартизации музейной деятельности мы уже касались этой темы [Муль Ю. П. Системы безопасности музейного учреждения: Краткий обзор основных принципов и подходов при создании системы безопасности музейного учреждения].

    Получая положительные отзывы читателей, и отвечая на их многочисленные вопросы, сотрудники НИИ стандартизации продолжили работу в это направлении  и, как результат, представляем на суд читателей и слушателей «Комплексную концепцию музейной безопасности».

     Для оценки необходимости создания научного подходя к безопасности музейных предметов и наличия прототипов созданной комплексной концепции безопасности музейного учреждения был проведён поиск аналогов систем музейной безопасности в сети интернет. Ниже приведены те подходы которые наиболее широко представлены в интернете.

    Концепция мер безопасности, принятая Комитетом безопасности американской музейной ассоциации, охватывает многие аспекты музейного дела, такие как возможные уязвимости, контроль ключей, тренировка персонала, контроль доступа,  пакетов,  поиск  и  приём на  работу  работников музея[1].

    Особый интерес для читателей представляет  инструкция по расчёту рисков Американского Альянса музеев. Инструкция включает в себя главы о передвижении предметов, их размещении и хранении, также хранении и комбинировании ключей, действиях в случае чрезвычайной ситуации, оборудование помещений, и позволяет оценить риск в целом, с помощью приведенной в документе таблицы и коэффициентов[2].

    Безусловный интерес для исследователей имеет практическое пособие по безопасности в музеях, библиотеках и архивах, разработанное агентством Resource: The Council for Museums, Archives and Libraries (версия 2003 г.).

    Практический интерес представляют обозначенные в пособии возможные варианты противодействия угрозам. Это довольно подробный документ вкратце освещающий уже имеющийся опыт по обеспечению безопасности. Пособие содержит некоторые формы документов, такие как разрешение для работы на специальном объекте. И хотя его практический интерес для российских музеев незначителен, но как пример специфического подхода к сохранению особой категории ценностей в условиях иного законодательства, отличного от российского законодательства, это пособие будет полезным для исследователей. К спорным моментам данной работы  следует отнести произвольную шкалу оценки рисков[3].

    Большинство результатов исследования русскоязычного контента представляют собой типовые предложения услуг в форме статей на сайтах частных охранных предприятий. Полезной информации познавательного характера статьи не содержат[4].  

    Аналогичный подход характерен и для зарубежной музейной сферы. Информация, представленная на сайтах, в основном сводится, либо к предложению услуг по общей оценке риска, либо к предложению различных средств обеспечения безопасности[5].

    Наибольшее количество ссылок приходится на статью специалиста НИИ Стандартизации музейной деятельности уже ранее упоминавшуюся: Муль Ю.П. «Системы безопасности музейного учреждения»[6].

    И хотя, статья была опубликована порядка 3 лет назад она до настоящего времени не потеряла своей актуальности.

    Обзор показал, что проблема музейной безопасности по-прежнему остаётся важной, но принципиально не разработанной. Так 5 июня 2012 года в рамках фестиваля «Интермузей-2012» прошел семинар Актуальные проблемы обеспечения комплексной безопасности Музейного фонда Российской Федерации[7].

    Примерно в это же время проблема музейной безопасности была затронута на конференции «Музеи в системе ценностей евразийской культуры», в рамках которой были рассмотрены некоторые практические вопросы лицензионно-разрешительной работы[8].

    Предлагаемая вашему вниманию комплексная концепция музейной безопасности удовлетворяет двум основным требованиям, отличающим её как новаторский характер: представленная концепция – это совершенно новый подход к решению музейной безопасности, который отличает безусловная полезность. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что концепция опирается на действующее российское законодательство в области музейного дела и подходит для реализации в любом учреждении, в котором находятся на хранении музейные предметы.

   Концепция представляет собой регламент взаимоотношений сотрудников музея и посетителей на территории музейного учреждения и прилегающей территории. В соответствии с законодательством Российской Федерации положения концепции и правила поведения в музее не должны нарушать права посетителей и сотрудников музея, как граждан Российской Федерации и творческих деятелей.

Как единое целое система КСБМ реализуеттри взаимосвязанные и неразрывные функции:

– обеспечение физической сохранности культурных ценностей (как предметов музейного фонда, так и иных культурных ценностей, находящихся в музее);

– обеспечение безопасности культурных ценностей от факторов внешнего воздействия;

– обеспечения жизни, здоровья сотрудников и посетителей музея, а так же сохранности личного и государственного имущества, поступившего на охрану в музей.

Схема 1. Система взаимоотношений «музей – окружающий мир».

    Как видно на схеме 1, в музее сложным образом пересекаются три потока движения сущностей: культурные ценности, посетители, сотрудники музея. При этом пространство музея неоднородно, в его составе имеются помещения, которые характеризуются различным уровнем угроз и рисков, которым подвергаются и музейные предметы, и сотрудники и посетители.

    В рамках  созданной концепции представляется возможным:

· выявить потенциальные «угрозы», провести их статистический анализ, дать точную картину структуры возможных рисков в музее;

· сформировать общее видение заказчика и разработчиков в вопросе обеспечения безопасности с учетом стратегических планов музея;

· сформировать оптимальный (с точки зрения соотношения «затраты/эффективность») комплекс систем безопасности с учётом наиболее вероятных рисков и угроз;

· обеспечить согласование различных элементов системы безопасности в рамках единой концепции;

· обеспечить сокращение затрат на необходимый комплекс системы безопасности музея за счёт применения интегрированных элементов, синергии и т. п.;

· задать параметры оценки эффективности будущей системы безопасности музея.

   К очевидным достоинствам комплексной концепции музейной безопасности относится её универсальность, которая выражается в применимости её принципов к любому музейному учреждению, от  музейных концерном подобных Государственному Эрмитажу, до музеев функционирующих на корпоративных или общественных началах, музеев расположенным в воинских подразделениях, образовательных учреждениях, в структуре производственных предприятий.

    Концепция заключается в последовательной реализации 11 структурных модулей:

Наименование модуля охраны

Модуль 1:

Мониторинг условий хранения музейных предметов.

Модуль 2

Наружная охрана музейного комплекса.

Модуль 3

Действие сотрудников музея в условиях чрезвычайной ситуации.

Модуль 4

Защита объектов хранения от преднамеренной (вандализма) и непреднамеренной порчи со стороны посетителей и/или сотрудников.

Модуль 5

Текущий контроль музейных предметов на экспозиции и ежегодный контроль состояния сохранности музейных предметов на экспозиции и в хранилище.

Модуль 6

Проверка наличия музейных предметов (сверка), а по требованию собственника музейных предметов – ежегодная инвентаризация (в т.ч. оценка стоимости) музейных фондов.

Модуль 7

Контроль перемещения музейных предметов внутри музея

Модуль 8

Контроль перемещения музейных предметов по территории России/за пределами России.

Модуль 9

Контроль приема культурных ценностей на дофондовое хранение (пожертвование, дарение, закупка).

Модуль 10

Контроль приема культурных ценностей на временное хранение (выставки, научное изучение, реставрация).

Модуль 11

Профилактика несанкционированного вмешательства в процесс хранения и экспонирования со стороны сотрудников.

    График ввода и последовательность осуществления модулей  определяется руководством музея и его собственником на основе рекомендаций представленных разработчиками. Реализация модулей базируется на глубоком изучении текущего состояния музейного учреждения, которое в свою очередь, опирается на знание законодательства Российской Федерации. Модули организованы таким образом, что даже  развертывание минимального количества функций способно обеспечить уверенную защиту культурных ценностей от основных угроз.

    И хотя объем концепции и  не так уж и велик и составляет порядка 150 страниц изучение  фактического материала в форме самостоятельного изучения представляется малоэффективным.

    Для углублённого изучения принципов обеспечения физической сохранности и безопасности музейных предметов приглашаем принять участие в 4-х дневном краткосрочном семинаре повышения квалификации специалистов музейного дела ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ МУЗЕЙНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, который состоится 10-13 сентября 2013 г.по адресу:РФ, Московская область, Подольский район, п/о Быково, ОК "Спасатель". Все участники семинара обеспечиваются учебно-методическми пособием и комплектом основных нормативно-распорядительных документов. 

   Познакомиться с учебным планом, узнать программу занятий каждого дня занятий, стоимость обучения и проживания, скачать заявку на участие можно по ссылкам:

Заявка

Учебный план

 



Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: