ПИСЬМО ГУТКОВУ И.Т.

Уважаемый Игорь Тимофеевич!

         27 декабря 2010 г. по электронной почте на мое имя   

(iso-museum@ya.ru) поступил запрос следующего содержания:

Вас беспокоит газета "Гудок". Мы пишем материал и хотели бы услышать Ваш комментарий. Дело в том, что на минувшей неделе министр культуры Александр Авдеев заявил, что начиная с 2011 года, музеи смогут открывать на своей территории гостиницы и рестораны. Ранее это было запрещено и каралось налоговой инспекцией.

По мнению министра, это позволит учреждениям культуры больше зарабатывать и повышать оклад сотрудникам. Как Вы относитесь к такой инициативе?

С уважением, Елена Акимова

(495)983-08-18(доб.70-635)

 

         Отвечая на поставленный вопрос, привожу цитату из выступления Министра культуры Российской Федерации Авдеева А. В.:

«...В уставах музеев до сих пор не было разрешения на открытие пунктов питания. Люди едут за 50, за 100 километров семьями и проводят в музее-усадьбе день, иногда два. А там даже перекусить нельзя, нельзя купить прохладительные напитки. Запрещено по уставу. Вы помните, какая этим летом жара была? Но надо отдать должное моему коллеге Алексею Леонидовичу Кудрину - он принял на себя ответственность, согласовав с нами возможность открытия таких пунктов. Мы разослали по всем 148 учреждениям этого типа по всей России разрешение на такую деятельность. Осталось разрешить им открывать небольшие гостиницы, что тоже очень важно. Я думаю, на следующий год мы добьемся и этого».[1]

                Иных публичных высказыванийпредставителей Министерства культуры РФ на указанную в вопросе тему нами не обнаружено.

                 Не в праве комментировать чьи-либо высказывания,кроме своих собственных, далее провожу независимую экспертную оценку обоснованности корректировки уставных документов музеев,находящихся в подчинении Министерства культуры Российской Федерации.

 

         Российское законодательство  регламентирует, что музей -  это   «… некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций;»[2].

         Закон указывает  цели создания музеев в Российской Федерации:

·                       хранение музейных предметов и музейных коллекций;

·                       выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

·                       изучение музейных предметов и музейных коллекций;

·                       публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.

Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается[3].

         Для реализации указанных целей музеи вправе осуществлять любую, в том числе и предпринимательскую, деятельность, не запрещенную законодательством[4].

         Деятельность по организации общественного питания и оказания гостиничных услуг не является лицензированной, квотированной или закрытой для определенных категорий налогоплательщиков. Однако, хоть эти виды деятельности могут и не быть основными, сама возможность их осуществления должна быть отражена в уставе учреждения. Следовательно, собственник (учредитель)  музея вправе разрешить музейной организации осуществлять или не осуществлять организацию питания и оказание гостиничных услуг.

         В целях улучшения обслуживания посетителей и сотрудников, музеям, находящимся в подчинении Министерства культуры Российской Федерации, соответствующими приказами предписано внести в правоустанавливающие документы[5] «изменения,которые вносятся в устав федерального государственного учреждения культуры …

Пункт 16 устава дополнить подпунктом п) следующего содержания: 
«п) организация услуг общественного питания для сотрудников и посетителей Музея».

         Вывод:Изменения в уставе федеральных музеев соответствуют российскому законодательству, не затрагивают цели и задачи музейной деятельности, не несут угрозы предметам Музейного фонда Российской Федерации, памятникам истории и  культуры(объектам культурного наследия) и особо охраняемым территориям музеев-заповедников.

         Решение о внесении изменений в уставы федеральных музеев   направлены на улучшение бытового обслуживания посетителей и сотрудников музеев и не направлено на извлечение прибыли или создание дополнительных источников финансирования музеев. Это решение может быть только положительно воспринято руководством федеральных музейных организаций.

         Для размещения пунктов общественного питания,  с согласия собственника, музеи вправе передавать имеющиеся свободные площади  в аренду, но данная мера, скорее вынужденная в прежних условиях, не может служить источником дополнительного дохода[6]. Организация общественного питания в музее  силами сторонних организаций увеличивает некоторые риски безопасности предметам Музейного фонда РФ и усложняет отчетность музея.

         Поэтому можно утверждать, что внесение изменений в уставы федеральных музеев - актуальное руководящее указание, создающее новые возможности для музея. Как положительный опыт, такое решение может быть рекомендовано к применению собственниками музеев субъектов федерации и муниципальных музеев.

         Возможность оказания музеями гостиничных услуг в настоящее время только изучается специалистами Министерства культуры РФ.

         Независимые исследования, проведенные сотрудниками НИИ стандартизации музейной деятельности,  показывают, что многие музеи даже в европейской части России посещаются крайне редко, в первую очередь по причине удаленности музея от транспортных магистралей  и невозможности получить в окрестностях музея минимальный сервис. Гостиница при музее, пусть и небольшая, способна существенно привлечь посетителей в музей. А ведь таких музеев в нашей стране тысячи и тысячи.

         В любом случае, если разрешение на организацию гостиничных услуг будет принято Министерством культуры РФ, то это только откроет возможность, а ее реализация зависит от  таланта руководителя музея,  деловой активности  коллектива и удачи.

         Создает ли это решение возможность злоупотреблений или роста доходов сотрудников музеев? В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,  Министерством культуры Российской Федерации проводится проверка документов на отсутствие коррупционной составляющей[7].

         Экспертами НИИ стандартизации не установлено  прямой зависимости от наделения музея, в указанных (обсуждаемых) пределах  правом  ведения самостоятельной хозяйственной деятельности и увеличения легальных или нелегальных доходов работников музея.         Необходимо помнить, что управление - не только издание руководящих указаний, но и контроль их исполнения.

            В случае если настоящее экспертное заключение или его часть будет опубликована, прошу согласовать окончательный вариант публикуемого текста.

 

Директор                                                                          Вячеслав Шестаков

 


[1]              Из интервьюМинистра культуры  Российской        Федерации Александра Авдеева "Российской газете" 27.12.2010,  URL:  http://www.mkrf.ru/news/interview/detail.php?ID=159356

[2]              Ст. 3. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации  и музеях в Российской Федерации».

[3]              Ст. 27. ibid.

[4]              Ст. 33. ibid.

[5]              URL: http://mkrf.ru/documentations/order/?PAGEN_1=24

[6]              «В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества» . Ст.29. Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации  и музеях в Российской Федерации».


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: