ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ В МУЗЕЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  УДК 130.2+7.072.5 Государственные награды в музеях Российской Федерации. © Шестаков Вячеслав Анатольевич [1] АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, С.-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16. e-mail: iso-museum@ya.ru   В последнее время контрольно-надзорные органы осуществляющие проверки в государственных (муниципальных)  музеях стали выписывать предписания, согласно которым руководству музеев необходимо обратиться в  адрес Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации за получением разрешения на хранение в музеях государственных наград внесенных в книги поступлений, инвентарные книги и специнвентарь. В качестве основания для подобной формулировки дается ссылка на Указ Президента РФ № 442 от 02.03.94 г. «О государственных наградах Российской Федерации» и  письмо Министерства культуры РФ № 01-131/16-25 от 06.07.01 г. «О порядке приема государственных  наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи Российской Федерации». Полагая данное предписание незаконным, а требование чрезмерным, не оправдано расширяющим действие и пределы документов на которых оно покоится, и к тому же  адресованным не по назначению, остановимся на некоторых ключевых моментах.

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ

В. А. Шестаков              В последние годы в государстве и обществе особую остроту приобрела проблема сохранения культурных ценностей. На фоне выявления злободневных вопросов  учета, контроля, сохранности и безопасности музейных предметов  основную теоретическую задачу представляет определение ключевого понятия современной культурологии и философии культуры — понятия культурной ценности.  С этим понятием  связаны не только вопросы кабинетной теории, но и узловые точки российского законодательства о культуре(15).          История становления термина ведется с эпохи последовавшей за Первой мировой войной, когда мировое сообщество приступило к выработке общих правил и отношений связанных с определенной категорией предметов вещные права на которые несколько отличались от аналогичных прав на обычный товар или объекты недвижимости. Вопрос касался  реституции и дальнейшей защите культурных ценностей. Но только после Второй мировой войны появилась первый международный документ -  Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта(9), с спустя четверть века  в Париже 14 ноября 1970 г.

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

ПРОЦЕДУРА ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ МУЗЕЙНОГО ФОНДА РФ

  Шестаков В. А.,  к.ф.н., Директор НИИ Стандартизации музейной деятельности Процедура включения культурных ценностей в состав Музейного фонда РФ.   24 апреля 1996 года Государственной думой Российской федерации принят Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [2], введением  которого была достигнута преемственность  российского государства в особом отношении к культурным ценностям  [12]. В этом, основополагающем для современной музейной деятельности документе, музейный фонд определялся как « совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом » [2, ст.3]. Процедура отнесения культурных ценностей к Музейному фонду РФ устанавливалась в соответствии с особым порядком, регламентировать который призвано положение о Музейном фонде РФ, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации [4].  Настоявший нормативно-правовой документ определяет состав Музейного фонда Российской Федерации, как в части предметов уже состоящих в Музейном фонде РФ на момент его образования, так и в части предметов поступающих в него после 1996 года [4, п.2]

Читать полностью...
Категория поста: Статьи

ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АТРИБУЦИИ

УДК 130.2+7.072.5 Формально-логическая структура атрибуции культурных ценностей © Шестаков Вячеслав Анатольевич АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130 - 16. e-mail: iso-museum@ya.ru Статья впервые опубликована в журнале «Вопросы культурологи». - 2009. № 9. С. 57-64. Исследуя особенности и взаимоотношения субъекта и объекта атрибуции автор формулирует научное понятие атрибуции культурных ценностей, следствия из которого имеют практическое применение и позволяют избежать наиболее типичных ошибок экспертов по культурным ценностям. Процесс атрибуции подвергнутый формально-структурному анализу позволяет автору представить атрибуцию культурных ценностей в виде системы взаимоотношений субъекта, объекта и внешнего окружения, знание особенностей которых позволит повысить объективность атрибуции и вероятность подлинности предмета. Ключевые слова: атрибуция, культурная ценность, музейный предмет, вероятность подлинности, культурология, экспертиза культурных ценностей. During research of the features of subject and object of an ascription, and a relations between them, author formulates scientific notion of cultural values' ascription.

Читать полностью...
Категория поста: Статьи

ЭКСПЕРТИЗА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    УДК 130.2+7.072.5 Ч11, Ч77   Экспертиза, как научная дисциплина.   © Шестаков Вячеслав Анатольевич   АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16. e-mail: iso-museum@ya.ru Статья поступила 24. 04.2009 г.   В последние десятилетия в большинстве отраслей экономики, культуры и искусства существенно увеличилось количество экспертов.  Часто эксперты представляются средствами массовой информации как источник истины, выступая своеобразными оракулами «правды». Но правовые основы деятельности экспертов, процесс извлечения информации, ее обработки, и отношение результата анализа к действительности остаются скрытыми для обывателя, и не получили должного философского обоснования [12]. Наиболее ярко проблемы экспертизы отразились в сфере культуры и музейного дела.  Экспертизы проводятся в среде музейных работников, в сфере охраны культурных ценностей, в судопроизводстве и для нужд антикварного рынка, но значение экспертизы используется в качестве  дополнительного аргумента подтверждающего или опровергающего предположение заказчика [12].

Читать полностью...
Категория поста: Статьи

Прыг: 01 02 03 04 05