ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

  Источник публикации: URL: http://isomuseum.wordpress.com/ УДК 130.2+72.009 Ч71, Ч79 Шестаков Вячеслав Анатольевич Алгоритм управления проектом восстановления объекта культурного наследия © Шестаков Вячеслав Анатольевич АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16. e-mail: iso-museum@ya.ru Статья поступила 27.09.2010 г.      За последнее десятилетие в Российской Федерации резко ухудшилось состояние объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Недостаток финансирования реставрационно-консервационных мероприятий,  отсутствие систематического контроля за состоянием каждого объекта, безнадзорность и влияние агрессивной окружающей среды — эти беды в равной степени коснулись памятников федерального, регионального  и местного значения. В следствии комплексного воздействия негативных факторов памятники погибают, а вместе с ними навсегда утрачивается уникальный опыт совместного проживания – культура народов, населяющих Российскую Федерацию.     Представленный далее материал позволяет очертить круг ключевых методологических точек и наметить некоторые из возможных путей научного изучения объектов культурного наследия, их реставрации (восстановления) и способов их рационального использования.

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

ПИСЬМО ГУТКОВУ И.Т.

Уважаемый Игорь Тимофеевич!          27 декабря 2010 г. по электронной почте на мое имя    ( iso-museum@ya.ru ) поступил запрос следующего содержания: Вас беспокоит газета "Гудок". Мы пишем материал и хотели бы услышать Ваш комментарий. Дело в том, что на минувшей неделе министр культуры Александр Авдеев заявил, что начиная с 2011 года, музеи смогут открывать на своей территории гостиницы и рестораны. Ранее это было запрещено и каралось налоговой инспекцией. По мнению министра, это позволит учреждениям культуры больше зарабатывать и повышать оклад сотрудникам. Как Вы относитесь к такой инициативе? С уважением, Елена Акимова (495)983-08-18(доб.70-635)            Отвечая на поставленный вопрос, привожу цитату из выступления Министра культуры Российской Федерации Авдеева А. В.: «...В уставах музеев до сих пор не было разрешения на открытие пунктов питания. Люди едут за 50, за 100 километров семьями и проводят в музее-усадьбе день, иногда два.

Читать полностью...
Категория поста: Аналитика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО ГИКМ

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ О ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВСЕВОЛОЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ   Заключение выполнено на 4 листах и содержит выводы ведомственной принадлежности Всеволожского государственного историко-краеведческого музея структуре Комитета по культуре Правительства Ленинградской области Заключение составил:                                                                Муль. Ю. П.,    Советник АНО НИИ СМД, эксперт по охране и безопасности музейных фондов и объектов культурного наследия «14» Декабря 2010г. Заключение утвердил:                                                                Шестаков В. А, Кандидат философских наук, Директор АНО НИИ СМД, эксперт ЮНЕСКО по музейному менеджменту «14» Декабря 2010г.   г. Санкт-Петербург 2010 г.          Рассмотрев  Представление Прокуратуры Ленинградской области от 10.11.2010 г. №7-66г-09 «Об устранении нарушений действующего законодательства, в сфере осуществления государственного контроля в деятельности Всеволожского государственного историко-краеведческого музея» в части вопроса привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников Комитета по культуре Ленинградской области, за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, в части вопросов касающихся Всеволожского государственного историко-краеведческого музея сообщаем следующее.

Читать полностью...
Категория поста: Отчеты экспертов

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ МУЗЕЙНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Муль Юрий Петрович [1] Краткий обзор основных принципов и подходов при создании системы безопасности музейного учреждения ©Муль Юрий Петрович АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, С.-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16. e-mail: iso-museum@ya.ru статья поступила 27.09.2010 г.   Ни для кого не секрет, что проблемы охраны и безопасности являются важнейшими в системе функционирования  и развития любого хозяйствующего субъекта независимо от организационно-правовой формы и характера деятельности. В полной мере это значимо и для сферы культуры, в частности  для музейных учреждений. Актуальность проблемы обеспечения безопасности музейных учреждений, хранимых ими культурных ценностей особенно ярко обозначилась с конца 80-х годов, когда в стране начались процессы, приведшие к смене социально-политической системы, произошел  разрыв или ослабление хозяйственных связей между республиками и регионами бывшего Советского Союза, заметно понизилась роль правоохранительных органов. Масштабы развития в этот период теневых форм экономики в России, нестабильность экономической и общественно-политической ситуации заметно обострили проблемы безопасности во всех сферах, включая музейную.

Читать полностью...
Категория поста: Статьи

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕСТАВРАЦИИ

Современные подходы к реставрации объектов культурного наследия Санкт-Петербурга                                     К.М. Плоткин     В европейских странах и России охрана памятников и реставрация существуют уже около двух веков. В современных условиях они трансформировались в междисциплинарную отрасль научной, проектной и производственной деятельности со своей научной и учебной базой, исследовательскими центрами, индустрией материалов, передовыми технологиями.         Творческий процесс изучения и реставрации объектов культурного наследия объединяет усилия архитекторов и строителей, инженеров и конструкторов различных направлений, специалистов в области гуманитарных и естественных наук.     Санкт-Петербург – сравнительно молодой город, сформировавшийся на основе европейских градостроительных принципов и архитектурных стилей. Основу его наследия составляет уникальная историческая застройка XVIII – начала XX вв., сохранившаяся в подлинности и целостности. Ныне в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит почти 7800 объектов культурного наследия с их территориями, т.е.

Читать полностью...
Категория поста: Статьи

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Шестаков В. А., Особенности экспертизы культурных ценностей // Вопросы культурологии.  2008, № 11. С.57-64     Шестаков В. А. Особенности  экспертизы культурных ценностей. Анализ современного состояния музейного дела в Российской Федерации показывает процедурную неопределенность экспертизы культурных ценностей. Нет общепринятых  представлений о месте историко-искусствоведческой экспертизы, не определена ее роль, не разграничены полномочия и обязанностей экспертов. Принимая значение экспертизы крайне важным для хранительского дела в российских музеях, рассмотрим узловые моменты экспертизы культурных ценностей. Возрастание значения культурных ценностей определяет логику исследования, диктует необходимость раскрытия сущности экспертной деятельности, конкретизации видов историко-искусствоведческих экспертиз и обязывает наметить необходимые процедуры повышения объективности экспертных оценок. Согласно общепринятым определениям  экспертизы в различных сферах деятельности можно заключить, что центральное место в осуществлении экспертизы принадлежит эксперту [i]. В качестве эксперта выступает, либо физическое лицо, либо специализированное экспертное учреждение. Роль экспертизы изложена в ее классическом определении: Экспертиза, франц.,

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ МУЗЕЯ

УДК 130.2+7.072.5 Некоторые проблемы связанные с выбором организационно-правовой формы музея. © Шестаков Вячеслав Анатольевич [1] АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 130 - 16. e-mail: iso-museum@ya.ru Статья поступила 17.11.2009 г. Автор обращает внимание на основные проблемы реорганизации музеев в форме автономных учреждений. Раскрывая особенности музея, как учреждения обеспечивающего выявление, учет, хранение, научное изучение и публичное представление музейных предметов автор приходит к выводу о неопределенности результатов перехода на форму автономных учреждений. Ключевые слова: музей, автономное учреждение, культурная ценность, музейный предмет, задание, особый оборот предметов Музейного фонда. Author draws attention to the main problems of reorganization of the museum as the autonomous establishments. Uncovering museum's features, such as providing exposure, accounting, keeping, scientifical research and exhibition, author comes to conclusion that results of that transition are uncertain. Keywords: museum, autonomous establishment, cultural value, museum object, task, special rotation of the object of museum reserves Настоящая статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов музейной деятельности - правовому статусу отечественных музеев.

Читать полностью...
Категория поста: Статьи

ЕСТЬ ТАКАЯ ДОЛЖНОСТЬ - ДИРЕКТОР МУЗЕЯ

В.А. Шестаков, Канд. филос. наук, директор НИИ стандартизации музейной деятельности   Лето 1973 года, на провинциальный город спускаются сумерки, во дворе на детской площадке натянут экран – будут показывать «Золотого теленка» Михаила Швейцера. Я удобно устроился на балконе и в предвкушении любимого зрелища смотрю малоинтересный документальный фильм. Память избирательна, и теперь, по прошествии многих лет, уже не воспроизвести сюжет и название картины, но ответ 5–6-летнего героя на вопрос взрослых, кем он хочет стать, пожарником или космонавтом, отпечатался в моем сознании. -                   Директором, – сказал ребенок. -                   Директор чего? – уточнил репортер. -                   Директором, – отрезал уверенный в своем выборе карапуз. Тогда мне казалось, что нет такой профессии, что директор – это скорее судьба и оценка обществом профессионализма человека. Теперь, вспоминая этот сюжет, я не могу ответить однозначно, кто был прав: наивно-решительный ребенок, воспитанный на примере старших, или я – самоуверенный подросток.

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

УДК 130.2+7.072.5 Ч11, Ч77 Культурные ценности и роль музеев в предотвращении незаконного оборота культурных ценностей. © Шестаков Вячеслав Анатольевич [1] АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, С.-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16. e-mail: iso-museum@ya.ru Статья впервые опубликована 20.08.2008 г.   Российское законодательство дает предельно четкое определение музейного предмета – это культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. [2] Как мы видим, в основе определения музейного предмета, как впрочем и определений  музейной коллекции, да и понятия музей  лежит понятие  «культурные ценности». До настоящего времени основные определения культурной ценности опирались на принцип перечисления предметов, которые входили в круг этих понятий. Очевидно, что выделить их широкого спектра различных феноменов природной и человеческой деятельности артефакты требующие особого режима охраны при классификации по такому признаку крайне сложно, если вообще возможно, а потому по  Конвенции 1972 года принят критерий дополнительный критерий отбора культурных ценностей -  «выдающаяся универсальная ценность». 

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ

УДК 130.2+7.072.5 Ч11, Ч77 Теоретические предпосылки формирования понятия «культурный капитал». © Шестаков Вячеслав Анатольевич [1] АНО «НИИ стандартизации музейной деятельности». Россия, 191036, С.-Петербург, Невский пр., д. 130 — 16. тел. /факс (818)7172713 e-mail: iso-museum@ya.ru Статья поступила 08. 10.2010 г. Настоящая статья является теоретическим обоснованием  производительной роли российских музеев. Гипотетически полагая, что в ходе музейной деятельности создается новая стоимость культурной ценности, автор последовательно доказывает это. Исследуя процесс музеефикации  Шестаков В. А. показывает сходство и различие формирования цены и стоимости предметов массового производства и музейных предметов.  Автор впервые вводит в научный обиход понятие добавленная стоимость культурной культурной ценности. Статья создает теоретические предпосылки формированию понятия «культурный капитал». Present article serves as a theoretical grounds to a productive role of russian museums. Author proves that in the course of museum activity a new cost of cultural value is created.

Читать полностью...
Категория поста: Cтатьи НИИ СМД

Прыг: 01 02 03 04 05